Елизавета Таранда – о балетных прическах на сцене и в жизни

Елизавета Таранда – о балетных прическах на сцене и в жизни

02.04.2019

Прическа влияет на то, как складывается день, а в итоге и жизнь – утверждала Софи Лорен. В балете существует только одна прическа: туго затянутый на затылке пучок и прилизанные, закрепленные лаком и заколками волосы. Разумеется, есть много нюансов и вариаций на эту тему. Балетная эстетика – это прежде всего линии, красота и изящество, поэтому никаких наэлектризованных волос-антенн, висящего у шеи подшерстка и выпирающего кексом пучка.

У каждой балерины в зависимости от ее шевелюры и внешних данных есть своя высота пучка, которую она делает постоянно на репетициях и большинстве спектаклей. Обладательницы длинной шеи и тонких волос собирают косы в низкий пучок, что делает их изящными и нежными. Если волос много, то чаще всего они собираются на макушке и аккуратно выкладываются большой плотной улиткой, накрываются сеткой и закрепляются шпильками. Все эти манипуляции производятся во избежание эффекта «второй головы».

Нередко балерины стригутся под мальчика и на сцену надевают шиньон, прикалывают локоны.

У прима-балерин и солисток чаще всего волосы средней длины или длинные, так как партии Джульетты, Жизели и многих других героинь трагических балетов требуют соответствия эпохе. В балете не приветствуются яркие оттенки волос, мелирование, тонирование и каскадные стрижки: классика требует строгости и собранности.

Для каждого балета есть принципиальные правила прически, которые могут варьироваться в зависимости от внешних данных балерины. Для балета «Жизель» выкладывают передние пряди на прямой пробор, так называемые «ушки» – они прикрывают край уха. Такую прическу делает весь женский состав балета, это его стилистика. Уровень пучков у кордебалета всегда один и тот же, так как все танцовщицы должны быть максимально идентичными.

Наблюдая за Жизелью в первом акте балета, вы сможете увидеть, как балерина в отчаянии падает к ногам своей матери и периодически вздрагивает от видений призраков. Эта знаменитая сцена сумасшествия Жизели, которая узнает об обмане и предательстве любимого, ее рассудок мутнеет и слабое, больное сердце внезапно останавливается.

Если вы будете внимательны, то заметите, что при каждом вздрагивании главной героини мать незаметно вытаскивает шпильки и снимает сетку для волос.

Обезумевшая героиня поднимается с уже распущенными волосами и пускается в свой финальный полный трагизма танец. После антракта Жизель выходит на сцену с идеально гладкой прической с «ушками», без цветов и лент, ее участь теперь – быть призраком на кладбище невест-виллис.

Для «Спящей красавицы» у висков выпускают завитые локоны, а к пучку иногда прикалывают пряди, завитые на папильотки, что придает игривости и беззаботности героине в первом акте, где Аврора юна и беспечна и еще не ведает злых чар. Во втором акте прическа более строгая, а корона – нарядная, иногда на обоих главных исполнителей надевают припудренные парики.

В спектакле «Ромео и Джульетта» главной героине никак не обойтись без длинных локонов, действие балета затрагивает несколько сцен: утро с кормилицей, появление на балу, объяснение в любви с Ромео, тут взмахи кудрей просто необходимы для итальянской драмы.

Бравурный и полный веселья, яркого праздника «Дон Кихот» – простор для фантазии балерины и ее гримера. Локон страсти закрепляют клеем для ресниц на лбу и на щеке, кто-то втыкает цветок перед пучком прямо на макушке, сажает гребень и маленькую мантилью, кто-то прикалывает алую розу сбоку. Испания – это свобода, кокетство, желание нравиться.

Для восточных балетов «Бахчисарайский фонтан», «Легенда о любви», «Шехеразада» по стилю необходимы косы.

Балерине прикалывают искусственные волосы. Их обязательно дополнительно прикрепляют к костюму: в танце косы могут бить по лицу и мешать партнеру.

Когда я танцевала современный номер «Дождь» хореографа Ксении Ойвенталь, мне нужны были длинные мокрые волосы. Героиня пятиминутного номера на музыку Прокофьева сначала сильно пугалась, потом боролась, а затем принимала дождь как благодать, умываясь каждой каплей и ложась под тысячи струй, падающих с неба. В номере были вращения и прыжки, я закрепляла волосы невидимками, а перед выходом на сцену использовала воду и гель для эффекта мокрых волос. Эти мелочи позволяют добавить жестам естественности, когда утираешь лицо и снимаешь прилипшую ко лбу прядь, когда опускаешь голову в воображаемую лужу и купаешься в ней под дождем. Все имеет значение. Каждая деталь может помочь условной реальности приблизиться к настоящей.

Читайте также

Как одеваются балерины – на репетициях и в жизни, рассказывает Елизавета Таранда

Как красятся балерины? Секреты макияжа Одетты и Одиллии раскрывает Елизавета Таранда

Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг и сбора статистических данных. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов согласно Политике SportChic в отношении защиты конфиденциальности персональных данных, предоставляемых посетителями сайта SportChic.

Ок