Елизавета Таранда – о театральной иерархии и том, как из артистки балета стать прима-балериной

01.06.2020

Обычный человек всех, кто танцует на пуантах, называет балеринами. Но это ошибка. В театральной табели о рангах балерина – это должность, которую артистки кордебалета и солистки стараются заслужить.

 

Примы-балерины исполняют главные партии, например, Жизели в одноименном балете или Одетты/Одиллии в «Лебедином озере», солисткам достаются и главные, и второстепенные партии, а артистки балета танцуют только в кордебалете.

 

Конечно, театр – непредсказуемый организм. В нем частенько бывают внезапные замены, вводы новых исполнителей в спектакль. Амбициозная артистка кордебалета должна заявить, что знает хореографический текст, и готова выручить театр, выйдя без репетиций на сцену в форс-мажорных обстоятельствах.

 

«Лебединое озеро». Большой театр

Артистки балета

Любая артистка кордебалета отличается стройной фигурой, пропорциональной длиной ног и рук, имеет образование, полученное в государственном хореографическом училище, а также обладает академическим исполнением движений, артистизмом.

 

Все они занимаются в общем классе, ждут массовых сцен, которые репетируются после солистов, ведут профессиональную жизнь в театре с ненормированным и абсолютно непредсказуемым графиком. К сожалению, даже в крупных театрах существует неразбериха с занятостью артистов. Одни еле успевают с одной репетиции на другую, а некоторые могут весь день провести в театре и только пару раз пригодиться.

 

Разумеется, у артистов кордебалета ответственность и нагрузка совершенно иные, чем у солистов, поэтому у большинства из них к середине карьеры устроена личная жизнь, есть семья и дети.

 

Кристина Кретова, «Ромео и Джульетта». Фото: Наталья Воронова

Солистки

Солистки театра выделяются из артисток кордебалета стабильностью и индивидуальной красотой исполнения движений. Жизнь солистов имеет свои привилегии и более широкие творческие возможности, а значит, и груз ответственности за создаваемую на сцене роль. При этом ненормированный график такой же, как и у кордебалета.

 

Они много репетируют, нередко выезжают на гастроли, чтобы станцевать с местными артистами. Туризм солистов всегда ограничен театром, отелем и близлежащими заведениями – в отличие от артистов кордебалета, которые на гастролях всегда имеют больше возможностей увидеть страну и достопримечательности.

 

Примы-балерины

Балерины – высший класс танцовщиц. Они могут обладать нестандартной фигурой, физическими данными, могут быть невысокими или, наоборот, высокими, у некоторых могут быть не идеальной формы ноги, но их владение техникой или мастерство (читайте – магия танца) завораживает публику и профессионалов, возносит их над другими танцовщицами.

 

Настоящую приму видно в толпе – даже если это толпа танцовщиц, стройных, длинноногих сильфид с идеальными телами. Как бы ни был человек далек от искусства, он интуитивно покажет пальцем на шедевр в музее и инстинктивно начнет аплодировать стóящему внимания зрелищу.

 

Все будут танцевать синхронно и в ногу сообразно сценическому моменту, но истинная прима всегда привлечет взоры своим отношением к жесту, взглядом, даже дыханием. Это сочетание каких-то хромосом, которые отличают одаренных людей от других. И оно необъяснимо, ведь, если копаться в каждой звезде, можно найти массу противоречий.

 

Светлана Захарова и Александр Волчков, «Лебединое озеро», Большой театр
Балеринская стать

Уже выходя на точку, с которой начнется ее танец, балерина несет в себе образ героини: по-особенному держит спину и руки, определенным образом делает шаги по сцене и встает в позу, с которой начинается танец.

 

Критики всегда отмечают у звездных исполнителей присущее именно им чувство позы. Как выдающиеся актеры читают знакомый всем текст пьесы, но в одном им ведомом месте делают паузу или вздох, с особым ритмом и даже тембром голоса произносят знаменитое шекспировское «Быть или не быть?», так и балерины могут постоять в позе дольше, выбрать лейтмотивом своего танца переплетение плавных движений со стремительными вращениями или длительными паузами, балансируя на одной ноге.

 

Всё это делается в угоду образу, характеру персонажа, усилия не очевидны зрителю, танцовщики на подсознательном уровне рассказывают языком тела свою историю. В этом и проявляется балеринская стать, особая подача себя на сцене, излучение изнутри.

 

 

Танец – это жизнь

У прим-балерин такой плотный график, что только в периоды вынужденных простоев – во время восстановления после травм, в месяцы беременности – их режим немного ослабляется. Светлана Захарова смогла увидеть Милан только в период беременности, сопровождая своего мужа, скрипача Вадима Репина, на гастролях, хотя несколько лет была приглашенной звездой театра «Ла Скала». До этого ни минуты покоя, сплошные репетиции и перелеты.

 

Личная жизнь балерины нередко не складывается: выбирая артистку в спутницы жизни, приходится принимать ее стиль и образ жизни, ее правила, переживания и поводы для радости. Не всегда далекие от театра люди готовы к такой нагрузке, понятной только настоящим фанатикам танца. Поэтому отношения звезды обычно завязывают с коллегами по театру: балетный балетного поймет быстрее.

 

Большинство балерин заводят детей после 30 лет, когда работа уже стабильная, а поставленные профессиональные цели достигнуты. Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Диана Вишнёва, Евгения Образцова сыграли свою главную женскую роль – матери, будучи уже состоявшимися звездами. До этого на первом месте у них был только танец – то, без чего жизнь не может быть полноценной.

 

Читайте также

Секреты костюмерной раскрывает балерина Елизавета Таранда

 

Что балерины едят на карантине? Рассказывает Елизавета Таранда

 

Как балерины ухаживают за ногами, рассказывает артистка балета Елизавета Таранда

Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг и сбора статистических данных. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов согласно Политике SportChic в отношении защиты конфиденциальности персональных данных, предоставляемых посетителями сайта SportChic.

Ок