Как артисты балета настраиваются на спектакль? Елизавета Таранда – о психотренингах перед выходом на сцену

11.12.2018
Фото @stepanstepansky
Текст Елизавета Таранда

Балетное закулисье всегда привлекало обывателей. Какая новая сплетня у всех на слуху? Кто с кем и почему? А как она получила роль без очереди? Интриги, связи, нервы: все это – часть жизни любого артиста, человека, труд которого оценивается не по расчетам бухгалтерии, а по ощущениям и восприятию зрителей и профессионалов. В этом вся суть и сложность. Станцевала «Жизель», и одни кричат «браво», а другие кидают помидоры.

 

Подспудно каждый человек в зале ощущает, кто и чем его тронул, удивил, зацепил. Если опросить каждого, то с вероятностью до 95 процентов люди ответят простыми словами, без терминов, кто сегодня вечером отдал душу и тело на сцене. Настоящие чудеса происходят, когда на сцене партнеры прислушиваются друг к другу, даже играя спектакль в сотый раз. Возможны импровизации, новое положение рук, взгляд, полет – это все передается зрителю, и вдруг ты дышишь с залом в унисон.

 

Перед выходом на сцену артисты стараются ни с кем не разговаривать, не повторять движения, а хорошенько греют ноги и тело, успокаивают себя. Волноваться можно на репетициях, по дороге в театр, но на сцене нужно освободиться от мыслей и вопросов: «Как у меня получится?», «А что, если я: упаду, поскользнусь, перепутаю что-то?» Ничего: мир не перевернется, в следующий раз получится лучше, иначе.

 

Платье, Dior. Фото: @stepanstepansky. Стиль: Татьяна Шеваренкова. Прическа: Алена Герасименко. Макияж: Алена Моисеева для Giorgio Armani. Маникюр: Ольга Анкаева для L’Oreal Paris Essie. Ассистент стилиста: Екатерина Савинкова. Продюсер: Елена Серова

 

У меня прошло больше десяти спектаклей «Лебединое озеро», когда я вдруг начала сильно переживать и волноваться во время спектакля. Мне выходить на дуэт с партнером, а внутри меня бушует океан, все тело дрожит. Справиться с этим внезапным наплывом эмоций помогла мысль: я знаю, что делаю, я люблю это, помню все замечания. Если же я чувствую, что не получается настроиться, то подхожу и перебрасываюсь парой реплик с коллегами. Это снимает внутреннюю концентрацию, которая порой может сильно сковывать.

 

Рассказывают забавную историю про одного именитого артиста, который настраивался на каждый свой спектакль посредством мелкой склоки или скандала. Он просто подходил и ругался с кем-то из актеров из-за мелочи. В какой-то момент коллеги по цеху поняли этот маневр мэтра и перестали появляться рядом с ним в кулисе. Оказавшись в одиночестве перед выходом на сцену, актер не растерялся: пнул ногой стоящую рядом колонну и, раздраженный, выбежал на сцену.

 

Знаменитая пара Екатерина Максимова и Владимир Васильев на спектакль настраивались двумя противоположными способами. Максимова приезжала в театр заранее, спокойно гримировалась, одевалась, разогревалась, и тут за пару минут до спектакля влетал Васильев, на бешеной скорости накладывал грим, натягивал костюм под причитания костюмеров, заканчивал разогрев аккурат к третьему звонку и на драйве выходил танцевать.

 

Лично я в день спектакля стараюсь не приезжать сильно заранее, но и впритык не рискую: всегда есть вероятность, что костюмер может что-то забыть или на сцене что-то мешает и надо продумать план «Б». Бывает, что требуется выступить с тем, что тебе не очень нравится. Зритель всегда чувствует, любит ли артист то, о чем танцует. Поэтому я стараюсь всегда найти что-то близкое мне, «полюбить своих тиранов». Так гораздо проще работать, к тому же иногда то, что, как нам кажется, нам не подходит, раскрывает нашу личность с новой стороны.

 

Фактор удачного момента, хорошей памяти, коммуникабельности, координации имеет иной раз большее значение, чем длинные ноги и руки. Cтабильного артиста с харизмой и техникой могут в одночасье заменить другим, невзирая на заслуги предшественника. Мир жесток: ты никогда не знаешь, кто за твоей спиной уже учит порядок твоей партии. Возможно, этот артист слабее, но с тобой уже пройден путь, и руководству кажется, что новый человек возьмет все быстрее, легче исполнит роль, стоит только немного его подтянуть.

 

В таких банальных для всех ситуациях любому из нас необходимо стать недосягаемым: в стабильной технике (или заполнении бумаг), аккуратности и точности движений (или в составлении грамотного годового отчета и учете рисков), в умении раскрывать и обогащать свой образ, ведь ирония артистической профессии еще в том, что нужны молодые и способные артисты с опытом, которые не нуждаются в репетициях. Каждый начальник ждет самородков, которых не надо натаскивать. Время идет, мастера, обучающие ремеслу во всех профессиях, – в дефиците, и надеяться на чудеса не стоит. Побеждает чаще всего не тот, кому Бог много дал, даже не тот, кто умирал в зале, а тот, кто больше всего этого хотел.

 

Читайте также

В чем секрет молодости балерин? Закулисные тайны раскрывает Елизавета Таранда

 

Всю правду о том, что и как едят балерины, рассказывает Елизавета Таранда

 

Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг и сбора статистических данных. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов согласно Политике SportChic в отношении защиты конфиденциальности персональных данных, предоставляемых посетителями сайта SportChic.

Ок