Как артисты балета тренируются дома: рассказывает балерина Елизавета Таранда

Как артисты балета тренируются дома: рассказывает балерина Елизавета Таранда

08.04.2020

На днях в программе «Время» прошел сюжет о том, как артисты Большого театра выполняют свой утренний класс во время карантина. Меня тоже многие спрашивают, как я сейчас занимаюсь. Отвечаю.

Самым важным правилом в пору самоизоляции я считаю дисциплину и распорядок дня. Нужен хотя бы примерный план с обязательными пунктами, важными именно для вас. В моем случае это урок, гимнастика на полу и упражнения на пуантах.

Лирическое отступление: так вышло, что моя квартира – это творческая мастерская, и задач по наведению там порядка и систематизации вещей, книг, фотографий, хватит на три карантина. Но вернемся к тренировкам и жизни в заточении ради здоровья и безопасности близких.

Цель ясна

Целью домашних занятий должно быть как минимум укрепление мышц пресса, спины, голеностопа, растяжка подколенной и внутренней поверхностей бедра.

Габариты моей квартиры, а также мебель и фортепиано не позволяют мне, как и многим артистам, устроить танцы «с бубнами».

Пытаться выполнить в квартире урок, предназначенный для зала с покрытием и другим метражом, тоже довольно сложно, поэтому можно сосредоточиться на всех слабых местах и упражнениях, которые бывает лень делать в зале.

Например, мелкие мышцы стоп хорошо укрепляются на босу-балансе, а ахиллы закачиваются тысячами подъемов на полупальцы, часто с надетыми на ноги утяжелителями.

Боди и юбка, все Fendi. Прическа: Евгений Трефилов для Redken. Макияж: Кирилл Шабалин для YSL Beauty

Время и действия

Оптимальным временем для занятий я считаю утро: когда до станка у тебя расстояние вытянутой руки, грех не начать пораньше.

Я смотрю в интернете видеозаписи Асафа Мессерера (Большой театр), Ольги Евреиновой из «Ковент-Гардена», урок Андрея Клемма для Изабель Сьярволлы из Парижской оперы на пуантах. Тренирую баланс, стараюсь максимально развернуть ноги, поработать над своими ошибками.

Хорошенько разогревшись, я стараюсь еще минут 40 посвятить растяжке и простым упражнениям на пресс и спину: стопы под диван, ноги согнуты в коленях, медленно поднимаю корпус к коленям с прямой спиной и медленно опускаюсь на пол, так 15 раз в медленном противном темпе под спокойную музыку. Передышка и еще несколько подходов.

Затем переворачиваюсь на живот и также медленно качаю спину. Друг-диван служит мягкой опорой для шпагата. В этот момент, чтобы отвлечься от ноющих мышц, я включаю телевизор. Стараюсь делать множество подъемов и спусков на полупальцы и в пуантах делаю простые комбинации и тренирую баланс.

Те, кто знаком с гимнастикой на полу Бориса Князева, вообще не падают духом: она полностью повторяет экзерсисы у станка. Все движения выполняются лежа на спине или животе и, уменьшая нагрузку на суставы, дают возможность лучше овладеть своими мышцами.

Движения требуют огромного напряжения, а непривычное положение тела добавляет сложности: можно пропотеть нисколько не меньше, чем стоя в балетном зале.

Уже много лет я тренирую непрофессионалов-любителей, помогаю им развить растяжку и сесть на шпагат. В период карантина ко мне стали обращаться с просьбой провести онлайн-занятие.

В чем его плюсы? Можно заниматься тет-а-тет на своей территории, не арендуя зала, не быть связанными  чем-либо, кроме договоренности с тренером, не страшась, что кто-то увидит, как ты занимаешься.

Эта опция также существует в групповой тренировке, так как она ведется через программу, где тренер видит всех, а участники видят только тренера. Я предлагаю упражнения, которые максимально безопасно выполнять самостоятельно.

Право на личное

А вот собственные занятия в интернет я решила не выкладывать. Занимаясь профессионально балетом, я знаю, где границы того, насколько артист должен быть открыт публике. Делать всех свидетелями  домашних занятий мне не хочется.

Мое мнение о некоторых артистах изменилось при виде их «кухни», ведь балетный урок у станка – это место, где артист работает над собой, своей аккуратностью, техникой, школой, и делать достоянием общественности свой ритуал избавления от ошибок я не хочу.

Недаром художники не любят, когда их картины показывают незаконченными, фотографы скандалят, если их кадры показывают публике «сырыми», без обработки. Даже на сцене не все может получиться, а видеозапись увековечит этот момент, уничтожит магию сиюминутности.

Почему миф о полете Нижинского до сих пор жив? Потому что великий антрепренер Сергей Дягилев запрещал фотографировать и снимать танец гения, чтобы никто не мог сравнить и измерить, так ли высоко прыгал танцовщик.

Искусство должно держать кулисы прикрытыми, ведь именно мифами и легендами мы привлекаем нашего зрителя в театр!

Читайте также

Всю правду о том, что и как едят балерины, рассказывает Елизавета Таранда

Дары природы: кого берут в балерины? Рассказывает Елизавета Таранда

Секреты костюмерной раскрывает балерина Елизавета Таранда

Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг и сбора статистических данных. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов согласно Политике SportChic в отношении защиты конфиденциальности персональных данных, предоставляемых посетителями сайта SportChic.

Ок