Как побороть аэрофобию: личный опыт

13.12.2019

Я аэрофоб со стажем. Точнее, была – до недавнего времени. До сих пор отчетливо помню свой первый полет в детстве.

Рейс Москва–Бургас попал в ужасную турбулентность и пару воздушных ям: кто-то молился, кто-то плакал, а я вцепилась в соседнее кресло. В следующий наш отпуск в Новороссийск я уже заставила маму ехать на поезде.

Двое с половиной суток в душном купе дались тяжело (хотя я и успела прочитать первый том «Войны и мира»), но заставить себя еще раз подняться в небо я не могла – при одной мысли по телу пробегал холодок и накатывали слезы, лицо зеленело, голова кружилась.

 

Людивин Санье и Николя Бедос в фильме «Любовь без пересадок»

 

Спустя 10 лет я все же стала регулярно летать на самолетах – жажда путешествий победила.

Но каждый рейс был испытанием: я представляла себе героиней романа Артура Хэйли «Аэропорт», просила подругу отслеживать мой самолет на сайте Fly Radar, отсчитывала 180 секунд, после которых по идее табло «Пристегните ремни» должно гаснуть, а когда этого не происходило (практически всегда), начинала плакать.

К концу полета любой авиакомпанией – от Emirates до «Победы» – я была в предынфарктном состоянии и весь отпуск думала о неминуемом приближении обратного полета. В таком состоянии даже красотой Колизея наслаждаться сложно.

 

В какой-то момент я поняла: с этим нужно что-то делать. И страх отступил. Не могу сказать, что сейчас его нет совсем, но теперь это скорее легкое волнение, чем парализующий ужас. Что мне помогло?

 

Рэйчел МакАдамс и Киллиан Мерфи в «Ночном рейсе»

 

Знания – сила

У кого чаще всего возникает аэрофобия? У людей, которые любят все контролировать.

Мы не видим, кто за штурвалом, заранее сомневаемся в компетентности экипажа и не понимаем, что именно происходит. Вопросы крутятся в голове все 2, 5 или 11 часов полета – welcome to hell.

 

Но когда располагаешь информацией, появляется ощущение защищенности. На помощь приходит статистика.

Так, по данным нидерландской сети авиационной безопасности Aviation Safety Network (ASN), за 2018 год лишь 1 из двух с половиной миллионов полетов закончился инцидентом с человеческими жертвами.

Как бы это странно ни звучало для аэрофобов, но самолет – самый безопасный вид транспорта.

 

Джоди Фостер в «Иллюзии полета»

 

Где искать подобную информацию? Например, на сайте Fear of flying help или в центре «Летаем без страха», который основал Алексей Герваш – один из 150 специалистов в мире в области лечения аэрофобии, профессиональный пилот и психолог.

В центре есть как индивидуальные, так и групповые курсы, а еще – бесплатная база знаний с ответами на часто задаваемые вопросы.

 

Еще одна разработка центра – приложение Sky Guru, которое работает даже в авиарежиме.

Когда его включаешь, появляется чувство, будто рядом с тобой сидит пилот и рассказывает все: о подозрительном звуке, крене, легкой дрожи самолета, предупреждает о турбулентности и показывает, где, на какой высоте и с какой скоростью мы сейчас летим.

 

Еще мне стало легче в тот момент, когда я определилась, где мне комфортнее сидеть. Место у иллюминатора я сравниваю с местом у окна в автобусе – так появляется иллюзия, что так я могу контролировать все что происходит.

 

«Ночной рейс»
Попытайтесь расслабиться

Раньше во время полета у меня внутри все сжималось так, что я не могла пошевелиться. Наступала паника.

Чтобы сбить уровень адреналина, американский психолог Дэвид Бернс советует глубокое дыхание по схеме: вдох в два раза короче выдоха (можно под счет). Я делаю это с закрытыми глазами и, концентрируясь на процессе, сама не замечаю, как неприятные ощущения отступают.

 

Ну и само собой, не стоит пить кофе или крепкий чай в самолете – из-за них также учащается сердцебиение и, следовательно, усиливается тревога. А вот плотно поесть – хорошая идея, это, как ни крути, расслабляет.

 

 

Подготовка к полету

Теперь я стараюсь воспринимать рейс как возможность отдохнуть. Например, посмотреть новый фильм или почитать книжку.

Еще вариант – проработать всю информацию о пункте назначения и пребывать в предвкушении от будущих приключений.

Или перебороть стеснение и поболтать с попутчиком. Это может быть и полезно, и забавно: как-то банальный вопрос: «Не поможете мне поднять чемоданчик?» на рейсе Москва–Бангкок закончился для меня курортным романом.

 

Но все-таки больше всего мне помогло само количество рейсов. Как только эта цифра в год перевалила за 30, я стала относиться к самолету, как к верному товарищу.

Но одна примета аэрофоба у меня все же осталась: перед тем как зайти в самолет, я прикладываю к нему руку – холодный корпус почему-то успокаивает.

 

Читайте также

Как ухаживать за кожей и что пить в полете? Рассказывает эксперт

 

Как побороть джетлаг? 5 советов от редактора моды

Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг и сбора статистических данных. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов согласно Политике SportChic в отношении защиты конфиденциальности персональных данных, предоставляемых посетителями сайта SportChic.

Ок