Есть ли дружба в балетном мире? Рассказывает Елизавета Таранда

30.04.2019

Сказать, что вся жизнь в балете – сплошное соревнование, было бы неверным. Вчерашние первые сегодня могут оказаться твоими коллегами справа и слева, и придется учиться дышать в унисон, вне зависимости от того, нравитесь вы друг другу или нет.

В училищах нас изначально не настраивают друг против друга – это не принято.

Все дети, особенно спортивные, балетные, испытывают стресс поровну: у кого-то оценка лучше, у кого-то хуже. Обычно в зале все эти войны утихают. Если уж крутишь пируэт хорошо, то понятно, что благодаря способностям, старанию и труду, а не чьим-то интригам.

 

Но правда и то, что любимчики – те, в ком старшее мудрое поколение уже видит будущих звезд и начинает «вести», вызывают у остальных начинающих танцовщиков ревность. Это значит, что на этого ученика возлагают надежды, выделяют, больше с ним работают. Для остальных такое лидерство становится либо стимулом к самосовершенствованию, либо поводом посплетничать за спиной.

Склоки и прочие некрасивые истории всегда сопровождают жизнь красивых людей.

Ни у родителей, ни у детей, увы, не хватает понимания, что профессионалы видят больше, знают лучше, кого надо попридержать, кого похвалить, а на кого спустить собак. От этих мелочей резко могут измениться отношения даже самых закадычных друзей. Трудно справиться с мыслью, что тебя заменили твоим другом, а ты не у дел. Если еще вчера однокурсники поддерживали, то сегодня уже смотрят обиженно, потому что в концертной программе я исполнила небольшую сольную партию.

 

Платье, Dior. Макияж: Вика Вакулюк. Благодарим фитнес-клуб Encore Сити за помощь в проведении съемки

Огромное количество колких и едких замечаний, упоминаний моей семьи не раз звучало после таких выступлений.

Любой повод считать тебя привилегированным лицом заставляет творческую братию переживать, даже если по факту они превосходят тебя по результатам в профессии. Коллеги начинают плести интриги, клубок заматывается.

 

Но в итоге могу сказать: многие из тех, кто говорил, обсуждал и осуждал, на финишной прямой сдались и решили не биться дальше об стену, закрывающую балетный мир с длинной карьерной лестницей наверх. Меня сильно потрясло, когда, перечисляя фамилии своего самого первого класса, я обнаружила:

из 20 лучших, самых одаренных физически девочек, в балете осталось лишь трое.

Остальные красавицы, говорю это абсолютно без иронии, стали актрисами, ушли в модельный бизнес, многие вышли замуж и связали свою жизнь с материнством и домашним хозяйством. Напомню: чтобы получить профессию балерины, надо пройти отбор в училище, три тура при поступлении, 10 лет учиться, сдавая по два экзамена в год по каждой спецдисциплине, и получить диплом. Необходимо положить жизнь, заниматься только балетом.

 

И тем не менее признаю – в балетной среде лучше никому не открываться. Многие балерины с горечью поделились со мной печальными историями, когда подруги выбалтывали секреты, трезвонили о планах, тем самым ставя палки в колеса и закапывая мечты.

В балетном мире, пока ты не стал величиной, ты принадлежишь театру.

Халтуры, подработки, планы в карьере – все это негласно преследуется. Считается, что артист должен быть счастлив тем малым, что у него есть, почитать за честь стоять в последней линии кордебалета и не мечтать о большем, если ему такого аванса не давали.

 

Конечно, многое зависит от порядков в театре и, как ни странно, от стиля поведения руководства. Куда смотрит вожак стаи, туда стая и бежит. Если интриги поощряются, и людей, которые подставляют, унижают, ведут себя некорректно, никак не наказывают, это быстро принимается коллективом как форма единственно возможного способа выживания.

Смех смехом, а случаи, когда двери гримерных закрывались на ключ, сообщения о занятости в репетиции «забывали» передать, имеют свое место.

И все-таки добиться хоть от кого-то подтверждения реальности случая со стеклом в пуантах пока не удалось никому. Булавочки в костюмы подкладывали, ленточки и резиночки подрезали – это было. История знает несколько случаев, когда во время дебюта артистки ей из-за кулис кричали обидные слова, когда на сцене вдруг начинали смеяться или вместо букета кидали веник.

 

Тем более ценным стал пример дружбы Дианы Вишневой и Ульяны Лопаткиной. Две примы, две очень яркие, отмеченные титулами и званиями артистки смогли пронести свое общение над всей карьерой, гастролями, замужеством, рождением детей. Трогательно признаваясь в восхищении талантом друг друга, они создали спектакль о самих себе: «Действующие лица: Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина», состоявшийся в феврале этого года в БДТ. В первый и последний раз две такие величины встретились на сцене без пуантов и пачек и затаившей дыхание публике открыто рассказали, о чем молчат балерины, танцующие всю жизнь «Лебединое озеро».

 

Читайте также

Как балерины приходят в форму после родов? Рассказывает Елизавета Таранда

 

Хотите сесть на шпагат? Балерина Елизавета Таранда дает профессиональные советы

 

Мы используем cookie-файлы для улучшения предоставляемых услуг и сбора статистических данных. Продолжая навигацию по сайту, вы соглашаетесь с правилами использования cookie-файлов согласно Политике SportChic в отношении защиты конфиденциальности персональных данных, предоставляемых посетителями сайта SportChic.

Ок